Русское письмо и каллиграфия - Полуустав


Полуустав

Полуустав – рукописный шрифт, доминирующий в русской письменной культуре длительное время, с конца XIVпо XVIIвек. На ранних этапах развития (кон.XIV– нач. XVвека) полуустав представлял собой по сути дела, продукт разложения торжественного литургического письма – устава, при исполнении которого постепенно перестает быть обязательным соблюдение строгой правильности начертаний, все меньше внимания уделяется эстетичности письма, становится допустимым значительное число сокращений.

В самостоятельный шрифт полуустав превращается с середины XVвека, что во многом было связано с оживлением культурных связей Руси с южными славянами. В XVIII– XIXвв. полуустав продолжал оставаться доминирующим типом письма в старообрядческой среде. Полуустав лег в основание первых печатных шрифтов Российского государства  – действовавших в середине XVIвека анонимной типографии и типографии Ивана Федорова в Москве, и последующих им русских типографий XVI– XVIIвв. В дальнейшем, полуустав продолжал оставаться основой для шрифтов православных книжных изданий. В наше время, полууставной шрифт продолжает оставаться одним из наиболее узнаваемых символов традиционной русской культуры, в качестве которого остается широко востребованным в дизайне, рекламе, наглядной агитации.

наиболее разработанный анализ полууставной графики можно найти в работах, посвященных теории и практике построения и исполнения художественных шрифтов. В данных работах выделяются следующие основные черты графического построения полууставного шрифта и техники его исполнения (Таранов Н.Н. рукописный шрифт. Львов, 1986. С.137; Чобитько П.П.Азбуковник. Спб.-М., 2008. С.56. См. в последнем подробный побуквенный разбор уставных начертаний с точки зрения их пропорционального построения на с.58 - 85):

1)      В смысле построения текста, как графической композиции, полуустав по сравнению с уставом характеризуется более сложной ритмикой, которая создается за счет значительного числа выносных элементов начертаний, которые выходят  на верхнее и нижнее межстрочные области, а также за счет широкого использования выносных букв и энклитик. Последние, для русского письма имели исключительно графический смысл, без связи с состоянием языка.  Кроме того, в рамках полуустава используются (эпизодически) лигатурные начертания

2)        Для русского полууставного письма характерен небольшой наклон (5-10 градусов)

3)      Размер букв в полууставе в целом мельче чем в уставе, они плотнее укладываются в строку. Межстрочные расстояния, напротив увеличились относительно принятых для уставного письма в полтора – два раза.

4)      Соотношения ширины пера и высоты буквы варьируются от ¼ до 1/6  раз

5)      при написании отдельных элементов, угол постановки пера не меняется, или  меняется не значительно.

По сравнению с уставом, полуустав является значительно менее нормированным типом письма, в рамках которого возможен широкий спектр вариаций, от живописного «грецизированного» полуустава, с характерными круглыми очертаниями букв, до крупного, приближающегося к уставному письму  торжественному полууставу с минимумом выносных, который можно встретить преимущественно в напрестольных евангелиях. 

Подробнее читайте на сайте Российской национальной библиотеки