Русское письмо и каллиграфия - Устав


Устав

Устав исторически является древнейшим рукописным кириллическим шрифтом, возникнувшим в момент создания кириллического алфавита. 

В общем, он может считаться трансляцией греческого младшего унциального литургического письма IX– XIвв. на кириллический алфавит. Древнейшие памятники, написанные уставом (которое, одновременно являются и древнейшими памятниками кириллического письма) относятся к XI веку и были созданы сербскими и болгарскими писцами (Листки Ундольского, савина книга и пр.). Древнейшими датированными памятниками книжного уставного письма на русской почве являются хранящиеся в Отделе Рукописей Российской национальной библиотеки Остромирово Евангелие 1054 г. (ОСРК, F..IV.5) и Изборник 1076 г. (Эрмитажное собрание №20). Периодом господства устава в русской книжности обычно считают период до конца XIVв. В последующее время, устав продолжает использоваться в наиболее торжественных рукописях, по крайней мере, до XVIIвека, но этот поздний устав более близок полууставному письму XV– XVIIвв., чем письму Остромирова Евангелия. Классические образцы русского устава XIв. продолжают оставаться источником вдохновения для современных художников и дизайнеров.    

Развернутая характеристика графики устава и технологических особенностей исполнения этого типа письма, на основе шрифтового анализа главных уставных памятников, прежде всего, Остромирова Евангелия,  дана в работах посвященных построению и воспроизводству художественных шрифтов (Таранов Н.Н. рукописный шрифт. Львов, 1986. С.133; Чобитько П.П.Азбуковник. Спб.-М., 2008. С.24. См. в последнем подробный побуквенный разбор уставных начертаний с точки зрения их пропррционального построения на с.26-53),   в которых выделяются следующие основные черты устава:

·         Буквы стоят на значительном расстоянии одна от другой

·         По пропорциям, буквы близки либо к квадрату, либо к прямоугольнику. Ширина пера укладывается в высоту буквы 4-5 раз

·         Каждая буква выводится в несколько приемов постановки пера, причем угол постановки пера меняется как между постановками, так и в ходе выведения штриха. Следствием чего является нюансировка толщины штриха в значительном числе элементов букв

·         Написание большинства элементов букв заканчивалось засечкой – тонким дополнительным штрихом, имеющим эстетические функции

 

Подробнее читайте на сайте Российской национальной библиотеки